Google
Приватне АТ краще ЗАТ?

 

Одним из фундаментальных законодательных актов, не так давно рассмот­ренных парламентом, стал проект Закона Украины «Об акционерных обществах» (проект), внесенный на рассмотрение Верховного Совета 15 февраля с.г. Кабинетом Министров Украины и принятый в первом чтении 15 мая с.г. Сам проект состоит из 17 разделов, заключительных и переходных положений и включает в себя 86 статей. Подобные законодательные изменения призваны кардинально обновить действующую законодательную базу, регулирующую деятельность акционерных обществ на Украине.

Напомним, что сейчас в указанной сфере правового регулирования действуют Гражданский кодекс Украины (статьи 152—162 ГК), Хозяйственный кодекс Украины (нормы главы 9 ХК), Закон Украины «О хозяйственных обществах» (включает 26 статей, регулирующих упомянутые вопросы) и Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Это основные нормативные акты в данной сфере правоотношений.

В пояснительной записке к рассматриваемому проекту указывается, что на сегодня более трех четвертых промышленного потенциала страны функционирует именно в виде акционерной формы собственности. Существует более 35 тысяч акционерных обществ, акционерами которых являются 18 миллионов собственников — юридических и физических лиц. Вместе с тем также акцентируется внимание на несоответствии общих законодательных норм (ГК) нормам специального закона (Закон Украины «О хозяйственных обществах»), недостаточном уровне регулирования деятельности АО, защиты прав акционеров и управления акционерными обществами. Еще одной причиной в пользу принятия указанного проекта является проблема рейдерства, остающаяся актуальной практически для всех субъектов хозяйствования, работающих в форме акционерных обществ. Такое явление на Украине стало возможным в большей степени из-за несовершенства законодательной базы. Что же принципиально нового предложено проектом?

Начнем с самого определения акционерного общества как хозяйственного общества, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости. Такое определение в точности повторяет норму статьи 152 ГК. Далее интерес вызывает норма статьи 5 проекта, которой устанавливаются типы акционерных обществ, а именно: публичные и частные. При этом публичное АО может осуществлять публичное и частное размещение акций. Частное общество может осуществлять только частное размещение акций. В случае принятия общим собранием акционеров решения о публичном размещении акций данного АО в устав общества вносятся соответствующие изменения, в том числе и об изменении типа общества — с частного на публичное. При этом оговорено, что изменение типа общества не является его превращением.

Как видим, понятий «открытое» и «закрытое акционерное общество» законопроект не предусматривает, хотя, по сути, правовой статус частных и публичных АО остается аналогичным ЗАО и ОАО соответственно. Такое изменение названий типов акционерных обществ, вероятно, навеяно нормами статьи 81 ГК, которая устанавливает виды юридических лиц. Так, в зависимости от порядка создания они подразделяются на юридических лиц частного и публичного права. Однако, несмотря на внешнюю созвучность, это разные понятия — юридические лица частного права создаются на основе учредительных документов, а юридические лица публичного права создаются распорядительным актом Президента, органа государственной власти, органом власти АРК или местного самоуправления (то есть речь идет о порядке создания, а не об организационно-правовой форме). Не приведет ли введение новых названий к некоторой путанице, пока неизвестно, ответ на этот вопрос может дать только конкретная практика использования таких положений.

По сути, подобное переименование типов АО имеет компромиссное значение —

Проект не закрепляет создание только открытых акционерных обществ, а оставляет определенную свободу для маневра, ведь основная часть из более чем 35 тысяч украинских АО функционирует именно в форме ЗАО, а это свыше 23 тысяч. Главное отличие между частным и публичным АО заключается в порядке размещения и отчуждения акций общества. Так, акционеры публичного АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества, а вот уставом частного АО может быть предусмотрено преимущественное право его акционеров на приобретение акций этого общества. Интересно, что порядок реализации такого преимущественного права устанавливается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Среди других новаций, безусловно, следовало бы выделить увеличение размера минимального уставного капитала АО до 2500 минимальных заработных плат (действующая норма статьи 24 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусматривает минимальный уставный капитал АО на уровне 1250 минимальных зарплат). С целью обеспечения и защиты прав акционеров проектом предложено ввести нормы, регламентирующие порядок выплаты дивидендов. Кроме того, определено, что дивиденды выплачиваются исключительно денежными средствами.

Гораздо более детально выписаны положения, касающиеся деятельности органов управления АО. Так, значительно расширен круг вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров — таких вопросов предусмотрено 29, и этот список может дополняться другими полномочиями, указанными в уставе или положении об общем собрании акционеров. Действующая редакция Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусматривает только 5 вопросов, принадлежащих к исключительной компетенции общего собрания акционеров. В то же время снижен и кворум для проведения общего собрания —

проект предусматривает, что общее собрание АО имеет кворум при условии регистрации для участия в нем акционеров —

собственников в сумме более 50 % голосующих акций. Действующее законодательство предусматривает, что общее собрание признается правомочным при условии, если в нем принимают участие акционеры, имеющие в соответствии с уставом общества свыше 60 % голосов. Введение таких норм обусловлено необходимостью некоторым образом обезопасить акционерные общества от практики рейдерских захватов.

Проблемным остается вопрос вступления всех вышеперечисленных норм в силу, ведь тысячам юридических лиц придется менять свою организационно-правовую форму и приводить в соответствие с принятым законом свои уставные документы. Проектом предложена некая компромис­сная формула: закон вступает в силу по истечении шести месяцев после его принятия, за исключением некоторых статей. До приведения в соответствие с нормами проекта, нормативно-правовые акты продолжают действовать в части, которая не противоречит проекту. Уставы и все внутренние положения ОАО, образованных до вступления в силу проекта, подлежат приведению в соответствие с его нормами не позднее, чем на протяжении пяти лет с этого момента.

Дальше — интересней: ЗАО, образованные до вступления в силу проекта, осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах». При этом со дня предполагаемого вступления проекта в силу создание ЗАО, согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах», запрещается. В случае если акционерное общество на своем общем собрании примет решение об увеличении уставного капитала или эмиссии ценных бумаг, оно обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Таким образом, по сути, предложено создать ситуацию, когда одни и те же правоотношения будут регулировать разные нормы — вступивший в силу проект и Закон Украины «О хозяйственных обществах». Это и было одним из замечаний общего плана в выводе Главного научно-экспертного управления аппарата Верховного Совета наряду с целесообразностью введения частных и публичных акционерных обществ, а также вопросов регистрации выпуска акций АО и их размещения среди учредителей общества. В отношении последнего замечания было предложено дополнить проект нормами, регулирующими особенности порядка закрытого (частного) размещения акций общества. На такую необходимость указывает и статья 32 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», которой определено, что особенности закрытого (частного) размещения акций предусматриваются законом, регулирующим вопросы создания, деятельности и прекращения акционерных обществ, и законодательством об институтах совместного инвестирования. На данный момент специализированный Закон «О хозяйственных обществах» не регулирует этот вопрос, поэтому подобное замечание выглядит вполне оправданным.

Если говорить в целом, то только Главное научно-экспертное управление парламента высказало более 50 замечаний к указанному законопроекту, хотя большинство из них носит скорее технический характер. Столь большое количество технических неточностей объясняется, скорее всего, довольно просто — большим объемом самого проекта и противоречивостью действующих сегодня в этой сфере законодательных актов. Концептуально такой законопроект, естественно, не может устроить всех — слишком масштабный и важный вопрос в нем затронут. Однако, несмотря на все это, даже такой проект является колоссальным шагом вперед по сравнению с действующей сегодня на Украине законодательной базой.

                                     "Всеукраїнська ліга захисту та правової підтримки бізнесу"

 
< Попередня   Наступна >